Приказ МЗ РФ № 381н 07.06.2019
С начала осени 2019 года начал действовать приказ Минздрава России 381Н от 07.06.2019, утверждающий новые требования к внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности и отмеченный в Министерстве юстиции РФ.
Раньше было принято осуществление самостоятельного наблюдения за работой и отчётности медицинскими учреждениями: они могли не только сами управлять системой проверки качества, но и свободно устанавливать, как проводить внутренний контроль. Из-за того, что ни в одном документе на государственном уровне не были прописаны нормы и требования к выполнению проверки безопасности, каждое медицинское учреждение устанавливало собственные персональные правила. За основу, как правило, брались региональные акты, практические рекомендации об обеспечении контроля качества и безопасности врачебного обслуживания в медицинских учреждениях гос. системы здравоохранения, созданные специализированной службой гос. власти соответствующей территориальной области Российской Федерации, и рекомендации Федеральной службы России по наблюдению в сфере здравоохранения. Однако в настоящее время, когда начало действовать прямое указание статьи 90 Федерального закона, описывающего основные положения об охране здоровья и жизни граждан в РФ, при управлении и осуществлении мероприятий внутреннего наблюдения государственные, городские и платные медицинские учреждения обязуются соблюдать утверждённые Министерством здравоохранения нормативы.
На государственном уровне в специальном акте прописаны основные требования:
- должен быть определён план (цель, задачи) внутреннего наблюдения;
- составлен перечень объектов, использующихся при его осуществлении;
- прописаны определённые действия, которые обязаны проводить медицинские учреждения;
- конкретизированы установленные параметры, оцениваемые при проведении различного рода проверок главными должностными лицами медицинских организаций;
- согласованы основания, крайние сроки и то, насколько часто будет проводиться контроль;
- описан перечень положений о том, как будут проходить запланированные мероприятия, и как будет осуществляться управление контролем качества и сохранностью правильного функционирования работы медицинской организации. Данный свод правил создаётся самостоятельно каждой медицинской организацией;
- определены основные права и обязанности лиц, организующих проверки;
- показан регламент по оформлению итогов проведения внутреннего наблюдения.
Значение проводимого контроля качества и безопасности
Основной целью считается обеспечение пациентов медицинской помощью высшего качества и в необходимом размере, соответствующим нормативам и правилам осуществления первой помощи, учитывая её стандарты, основываясь на практических рекомендациях Росздравнадзора и соблюдая перечень общеобязательных требований к качеству оказания подобного рода услуг.
Основные задачи:
- Обеспечение и анализ:
- сохранение гражданских прав в области охраны жизни и здоровья граждан при оказании медпомощи;
- осуществление порядков предоставления медпомощи и её нормативов;
- обеспечение сохранения структуры при проведении медосмотра, освидетельствования, исследования и прочих диагностических работ;
- соблюдение работниками учреждения ограничений, предусмотренных статьёй 90 Федерального закона России о защите здоровья и жизни граждан Российской Федерации;
- оказание медпомощи в соответствии с указанными мерами оценки её качества и выяснение причин, способствующих их несоблюдению.
- Постоянное улучшение способов осуществления деятельности медицинских организаций для раннего обнаружения и устранения рисков и ситуаций, угрожающих здоровью граждан, и сведение к минимуму возможных неблагоприятных последствий для них;
- Исполнение сотрудниками организации установленных инструкций при обеспечении качества и безопасности осуществляемой ими работы;
- Интенсивное развитие медицинской деятельности ради обнаружения и устранения рисков, угрожающих жизни граждан, в кратчайшие сроки и обеспечение снижения возможных последствий при их наступлении;
- Обнаружение отклонений от нормативов при осуществлении медпомощи, которые могут стать итогом:
- несогласованности предоставленной медицинской помощи с состоянием пострадавшего с учётом глубины повреждения организма или его систем органов, либо патологий, влияющих на их функционирование;
- некачественного (или запоздалого) выполнения надлежащих гражданину лечебных мероприятий, назначенных согласно нормам оказания медпомощи, с опорой на прописанные стандарты и специальные инструкции;
- превышение установленных сроков ожидания плановой медпомощи, в том числе ожидания при госпитализации, выполнении индивидуальной диагностики и при консультировании у квалифицированных врачей;
- Профилактика неблагоприятных исходов (и их быстрая ликвидация и предотвращение) и выяснение причин отклонений, вычисленных в процессе локального и государственного контроля качества и безопасности осуществляемой учреждением работы, не исключая контроль проводимых мер медпомощи фондами обязательной мед. страховки и медицинскими организациями, реализовывающими страховые услуги;
- Расстановка приоритетов и планирование усовершенствования методов исполнения медицинской деятельности.
Конечно, то, как будет проводиться внутренний контроль качества и безопасности, напрямую зависит от типов медицинского учреждения и классификации предоставляемой в нём медпомощи, не исключая список услуг, описываемых в специализированных документах (лицензиях), позволяющих организациям осуществлять медицинскую деятельность. За регулярное проведение внутреннего наблюдения отвечает директор учреждения или замначальника.
Приказ о проведении контроля
В сентябре 2019 года вступил в действие приказ Министерства здравоохранения № 381Н, обязывающий проводить внутреннее наблюдение мед. деятельности организации исключительно согласно предъявляемым Министерством Здравоохранения требованиям.
Хотя, приказ и обязывает соблюдать новые требования Минздрава по внутреннему контролю качества, к самим же сотрудникам никаких норм (таких как срок работы или профессионализм) он не предусматривается. Вследствие чего учреждение способно самостоятельно принимать решения, кого вовлекать в мероприятия по внутреннему наблюдению.
Закон гласит, что проверка отныне осуществляется не так, как установили руководство систем здравоохранения, а согласно требованиям к её проведению, которые были утверждены органами власти, уполномоченные на такую деятельность.
От типа мед. учреждения зависит, как будет проходить внутренняя проверка. Обычно, она осуществляется специальным комитетом, который включает и сотрудников этого учреждения, и человека, назначенного исполнителем мероприятий по качеству и безопасности проводимой деятельности.
Учреждение обязано разработать регламент, в котором будет описан план проведения внутреннего наблюдения.
Этот устав включает в себя и меры по анализу качества и безопасности и структуру учреждения для осуществления регламентного и внепланового контроля. К тому же должны быть установлены нормы по регулярному проведению контрольной деятельности и к срокам её выполнения.
Кроме этого, новые обязательные требования Минздрава к внутреннему контролю качества предусматривают порядок оформления итогов проверок.
Более обстоятельную консультацию можно получить по телефону или у нашего юриста в офисе!