Главная \ Полезные статьи о лицензировании \ Новые требования к внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности

Приказ МЗ РФ № 381н 07.06.2019

Новые требования к внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности

С начала осени 2019 года начал действовать приказ Минздрава России 381Н от 07.06.2019, утверждающий новые требования к внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности и отмеченный в Министерстве юстиции РФ.

Раньше было принято осуществление самостоятельного наблюдения за работой и отчётности медицинскими учреждениями: они могли не только сами управлять системой проверки качества, но и свободно устанавливать, как проводить внутренний контроль. Из-за того, что ни в одном документе на государственном уровне не были прописаны нормы и требования к выполнению проверки безопасности, каждое медицинское учреждение устанавливало собственные персональные правила. За основу, как правило, брались региональные акты, практические рекомендации об обеспечении контроля качества и безопасности врачебного обслуживания в медицинских учреждениях гос. системы здравоохранения, созданные специализированной службой гос. власти соответствующей территориальной области Российской Федерации, и рекомендации Федеральной службы России по наблюдению в сфере здравоохранения. Однако в настоящее время, когда начало действовать прямое указание статьи 90 Федерального закона, описывающего основные положения об охране здоровья и жизни граждан в РФ, при управлении и осуществлении мероприятий внутреннего наблюдения государственные, городские и платные медицинские учреждения обязуются соблюдать утверждённые Министерством здравоохранения нормативы. 

Картинка: новые требования Минздрава к внутреннему контролю качества На государственном уровне в специальном акте прописаны основные требования:

  • должен быть определён план (цель, задачи) внутреннего наблюдения;  
  • составлен перечень объектов, использующихся при его осуществлении;  
  • прописаны определённые действия, которые обязаны проводить медицинские учреждения;  
  • конкретизированы установленные параметры, оцениваемые при проведении различного рода проверок главными должностными лицами медицинских организаций;  
  • согласованы основания, крайние сроки и то, насколько часто будет проводиться контроль;  
  • описан перечень положений о том, как будут проходить запланированные мероприятия, и как будет осуществляться управление контролем качества и сохранностью правильного функционирования работы медицинской организации. Данный свод правил создаётся самостоятельно каждой медицинской организацией;  
  • определены основные права и обязанности лиц, организующих проверки;  
  • показан регламент по оформлению итогов проведения внутреннего наблюдения. 

Значение проводимого контроля качества и безопасности 

Основной целью считается обеспечение пациентов медицинской помощью высшего качества и в необходимом размере, соответствующим нормативам и правилам осуществления первой помощи, учитывая её стандарты, основываясь на практических рекомендациях Росздравнадзора и соблюдая перечень общеобязательных требований к качеству оказания подобного рода услуг.

Основные задачи: 

  1. Обеспечение и анализ:
    • сохранение гражданских прав в области охраны жизни и здоровья граждан при оказании медпомощи;
    • осуществление порядков предоставления медпомощи и её нормативов;
    • обеспечение сохранения структуры при проведении медосмотра, освидетельствования, исследования и прочих диагностических работ;
    • соблюдение работниками учреждения ограничений, предусмотренных статьёй 90 Федерального закона России о защите здоровья и жизни граждан Российской Федерации;
    • оказание медпомощи в соответствии с указанными мерами оценки её качества и выяснение причин, способствующих их несоблюдению.  
  2. Постоянное улучшение способов осуществления деятельности медицинских организаций для раннего обнаружения и устранения рисков и ситуаций, угрожающих здоровью граждан, и сведение к минимуму возможных неблагоприятных последствий для них;
  3. Исполнение сотрудниками организации установленных инструкций при обеспечении качества и безопасности осуществляемой ими работы;
  4. Интенсивное развитие медицинской деятельности ради обнаружения и устранения рисков, угрожающих жизни граждан, в кратчайшие сроки и обеспечение снижения возможных последствий при их наступлении;
  5. Обнаружение отклонений от нормативов при осуществлении медпомощи, которые могут стать итогом:
    • несогласованности предоставленной медицинской помощи с состоянием пострадавшего с учётом глубины повреждения организма или его систем органов, либо патологий, влияющих на их функционирование;
    • некачественного (или запоздалого) выполнения надлежащих гражданину лечебных мероприятий, назначенных согласно нормам оказания медпомощи, с опорой на прописанные стандарты и специальные инструкции;
    • превышение установленных сроков ожидания плановой медпомощи, в том числе ожидания при госпитализации, выполнении индивидуальной диагностики и при консультировании у квалифицированных врачей;  
  6. Профилактика неблагоприятных исходов (и их быстрая ликвидация и предотвращение) и выяснение причин отклонений, вычисленных в процессе локального и государственного контроля качества и безопасности осуществляемой учреждением работы, не исключая контроль проводимых мер медпомощи фондами обязательной мед. страховки и медицинскими организациями, реализовывающими страховые услуги;
  7. Расстановка приоритетов и планирование усовершенствования методов исполнения медицинской деятельности. 

Конечно, то, как будет проводиться внутренний контроль качества и безопасности, напрямую зависит от типов медицинского учреждения и классификации предоставляемой в нём медпомощи, не исключая список услуг, описываемых в специализированных документах (лицензиях), позволяющих организациям осуществлять медицинскую деятельность. За регулярное проведение внутреннего наблюдения отвечает директор учреждения или замначальника. 

Приказ о проведении контроля

В сентябре 2019 года вступил в действие приказ Министерства здравоохранения № 381Н, обязывающий проводить внутреннее наблюдение мед. деятельности организации исключительно согласно предъявляемым Министерством Здравоохранения требованиям. 

Хотя, приказ и обязывает соблюдать новые требования Минздрава по внутреннему контролю качества, к самим же сотрудникам никаких норм (таких как срок работы или профессионализм) он не предусматривается. Вследствие чего учреждение способно самостоятельно принимать решения, кого вовлекать в мероприятия по внутреннему наблюдению. 

Закон гласит, что проверка отныне осуществляется не так, как установили руководство систем здравоохранения, а согласно требованиям к её проведению, которые были утверждены органами власти, уполномоченные на такую деятельность. 

От типа мед. учреждения зависит, как будет проходить внутренняя проверка. Обычно, она осуществляется специальным комитетом, который включает и сотрудников этого учреждения, и человека, назначенного исполнителем мероприятий по качеству и безопасности проводимой деятельности. 

Учреждение обязано разработать регламент, в котором будет описан план проведения внутреннего наблюдения. 
Этот устав включает в себя и меры по анализу качества и безопасности и структуру учреждения для осуществления регламентного и внепланового контроля. К тому же должны быть установлены нормы по регулярному проведению контрольной деятельности и к срокам её выполнения. 

Кроме этого, новые обязательные требования Минздрава к внутреннему контролю качества предусматривают порядок оформления итогов проверок.

Более обстоятельную консультацию можно получить по телефону или у нашего юриста в офисе!

Теги Приказ МЗ РФ 381н от 07.06 2019 новые требования Минздрава к внутреннему контролю качества новые правила лицензирования требования к лицензированию медицинской деятельности